Формирование  у  дошкольников  знаний по  пожарной  безопасности.

          Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

       Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.    Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Система работы  по  данной  проблеме  включает:

  • создание  предметной  среды: художественная  литература,  иллюстрации,  атрибуты,  игрушки,  макеты  перекрёстка,  дорожные  знаки,  настольно – печатные  и дидактические  игры,  альбомы  по  дорожному  движению,  номера  телефонов  службы;
  • совместную  деятельность  педагога  и  детей  —  наблюдение,  беседы, дидактические  игры,  игры- занятия,  вечера  досуга,  КВН,  тренинги, конкурсы  рисунков  на   лучшее  знание   чрезвычайных  ситуаций  и  умение  вести  себя  в  них;
  • работу  с  родителями —  создание  наглядного  и письменного  материалов,  проведение  семинаров – практикумов  по  типу  круглого  стола,  организация  совместных  досугов;
  • взаимосвязь  с  работниками  службы  безопасности  на  дорогах,  пожарной  безопасности;

        Работа по формированию основ пожарной безопасности жизнедеятельности   базировалась  на  материалах  программ  «Будь  здоров!» (авт.  Н.И.Бочарова, Т.В.Плотникова  и  др.), «Сценариев по пожарной безопасности для дошкольников» (И.В. Кононовой); методических разработок Т.В. Ивановой «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Старшая группа», «Пожарная безопасность. Разработки занятий. Подготовительная группа», Т.А. Шорыгиной «Беседы о правилах пожарной безопасности»; Л.П. Молодовой «Беседы с детьми о нравственности и экологии», О.В. Чермашенцевой «Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации».

         Работа проводилась в три этапа: 1-й – в средней группе, 2-й – в старшей группе, 3-й – в подготовительной к школе группе.

 На первом этапе (средняя группа)  мы постарались сформировать у детей  интерес к проблемам собственной безопасности. Для этого в группе создавалась   предметная среда, включающая яркие игрушки, эстетичную атрибутику, дидактические и настольно-печатные игры и др. Совместно с родителями в группе изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Пожарная дружина», «Спасатели». В группе организовали библиотеку «Пожара страшнее на свете ничего не бывает, дети!», где собрана детская художественная литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения» (С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И. Чуковский «Путаница», Чудо-дерево», С. Михалков «Дядя Степа», Л.Н. Толстой «Пожарные собаки», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял» и др.). Совместно с родителями создали видеотеку с мультфильмами («Кошкин дом», «Приключения Болика и Лелика. Пожар», «Краденое солнце», «Путаница»; мультфильм про обезьянок. Обезьянки, вперед!» и др.); сшили костюмы и изготовили атрибуты для игр-инсценировок, подвижных игр, составили картотеку подвижных и дидактических игр. Ежемесячно работа по формированию правил пожарной безопасности включается в календарный план, знания и умения детей закрепляются в свободной деятельности через различные игры («Пожар», «После пожара» и т.д.), театрализованную и изобразительную деятельность. Организация образовательной деятельности сопровождалась показом картин, плакатов, рассказами о «добрых» и «злых» делах огня. Напоминалось, что неумелое обращение со спичками может привести к пожару, показывался макет спичечной коробки со спичками, объяснялось их устройство и назначение. Работа строилась так, чтобы убедить детей в небезопасности спичек в их руках и в то же время не возбудить нездоровый интерес к экспериментированию с пожароопасными предметами. В средней группе так же организовывались образовательные ситуации по ознакомлению воспитанников с правилами пожарной безопасности. В результате у детей появился стойкий интерес к проблеме возникновения опасных ситуаций и умение вести себя в сложных ситуациях.

         На втором этапе (старшая группа) задача была сформировать основы пожарной безопасности, положительное отношение к правилам поведения дома и правилу «Нельзя!» Зная, что запретами невозможно избежать несчастных случаев, необходимо не запрещать, а помочь детям в их «исследованиях». Для этого   организуется не только НОД по ОБЖ, но и НОД по ознакомлению детей с трудом, например, повара, когда дети узнают, насколько опасно воздействие высоких температур, открытого огня, если не принять меры предосторожности. На данном этапе использовался системный подход, суть которого заключалась в том, что работа велась по всем разделам программы, формируя у детей личностные качества (дисциплинированность, культуру поведения, выдержку, внимание);

определенные знания и умения (ориентировки в пространстве, пользования различными бытовыми приборами, поведения при возникновении пожара). В работе использовались разные формы и методы, такие как конкурсы личного и командного первенства, игры-эстафеты, проблемные ситуации, творческие игры, в которых дети выполняли роли пожарных, спасателей, попавших в беду людей. Для проведения сюжетно-ролевых игр были изготовлены игрушки-модели: утюги, газовые и электрические плиты, огнетушитель, пожарная машина. Сюжетно-ролевые игры – это наиболее любимый вид деятельности дошкольников. Как мальчики, так и девочки с большим удовольствием играли в «Пожарных», «Спасателей», «МЧС», придумывая самые непредсказуемые сюжеты: «Пожар в лесу», «Пожар в высотном доме», «Пожар в джунглях», «Спасение попавших в пожар» и т.д. Накопленные ими знания по пожарной безопасности помогли ребятам разнообразить сюжеты, сделать игру длительной и интересной. Особой популярностью среди детей пользовались просмотры мультфильмов про любимых героев, попадавших в экстремальные ситуации. Как показали результаты проводимых после просмотров бесед, дети не просто смотрели «мультики», но и высказывали свои переживания за героев, давали им советы по безопасному поведению.

           В подготовительной к школе группе мы знакомили детей  с причинами возникновения пожаров, правилами поведения в этом случае, способами тушения, трудом пожарных. Одновременно с изучением правил поведения при возникновении пожара необходимо расширять знания детей о том, как бороться с огнем. Для этого использовались яркие выразительные плакаты и открытки. Дети знакомились с уголком пожарной безопасности в детском саду, назначением каждого предмета противопожарного оборудования. Для углубления знаний о правилах пожарной безопасности, пользования предметами домашнего обихода организовывались дидактические игры; в ходе НОД детей знакомили с произведениями художественной литературы по данной тематике, иллюстрациями, рассказывающими о борьбе людей с огнем. На данном этапе свою эффективность доказали такие методы работы,  как беседы, тренинги, логические задачи, вечера развлечений и досуги, способствующие формированию стойких навыков безопасного поведения в быту.

Содержание педагогической деятельности по формированию у дошкольников основ пожарной безопасности было направлено на формирование грамотного поведения в условиях возникновения опасностей природного и социально-бытового характера. Противопожарная пропаганда соответствовала возрастным особенностям детей и не содержала «шоковой» информации. Неоднократное повторение одних и тех же действий в игровых ситуациях, закрепление полученных знаний во время бесед, художественно-изобразительной деятельности способствовало формированию навыков поведения в быту.

           Таким образом, обучение детей основам пожарной безопасности, действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении. По словам Арнаутовой Е.П. «Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт». Только во взаимодействии друг с другом можно создать оптимальные безопасные условия для вхождения маленького человека в большой мир.