Использование нестандартного физкультурного  оборудования в физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Дошкольный возраст – наиболее ответственный период в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка у каждого родителя стоит на первом месте. Наиболее эффективным и доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура и, прежде всего, двигательная активность. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежеланию принимать участие в подвижных играх. Что приводит к росту заболеваемости. Как сделать так, чтобы мир движений стал, действительно привлекательным, интересным для детей и родителей? Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны.

В настоящее время идет постоянный поиск новых и совершенствование старых форм, средств и методов оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Каждый учебный год ставится задача по оздоровлению детей, воспитанию у них потребности заботится о своем здоровье.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, всегда с удовольствием и  заинтересованностью со стороны как взрослого, так и детей.    Мне, как инструктору по физической культуре, очень хочется, чтобы мои занятия  физкультурой были  у детей нашего детского сада любимыми. Для достижения этой цели мы используем нестандартное оборудование, изготовленное родителями, детьми и воспитателями своими руками. На первый взгляд это всего лишь поделки, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции. Использование нетрадиционного оборудования позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки и способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, делают более разнообразными движения детей, развивают творчество и фантазию. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами.

Занятия с нестандартным оборудованием могут носить как развлекательный характер, так и тренировочный характер; их можно организовывать в форме игровых, сюжетных, тематических, учебно-тренировочных занятий. Новизна заключается в необычной форме и красочности нестандартного оборудования, которые привлекают внимание детей и повышают их интерес к выполнению основных движений и упражнений и способствуют высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

Изготовленное нестандартное оборудование малогабаритное и достаточно универсальное, легко обрабатывается. Оно легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещений, так и на улице.

Детей привлекают необычные формы такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях.

Ж. Ж. Руссо говорил: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделай его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, пусть он находится в постоянном движении». Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создаёт условия для наиболее полного самовыражения ребёнка в двигательной деятельности.

Подвижные игры как средство социального развития дошкольников

          В дошкольном детстве наиболее ярко выражена потребность в двигательной деятельности, которая наилучшим образом реализуется в подвижных играх.  Согласно ФГОС ДО (п. 3.2.1.) одним из важных психолого-педагогических условий, которые должны быть обеспечены для развития дошкольников, является «формирование и  поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях». Подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников, а именно как средство формирования самооценки дошкольников.

          Для подвижной игры с правилами характерны четко определенные границы, состязательные отношения между участниками, наличие реального результата – выигрыша, обозначающего окончание деятельности. В подвижных играх сверстники вступают в сложные взаимоотношения, в которых переплетены моменты взаимной поддержки и соревнования. При этом, с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «лучше, чем все». Такое желание в определенной степени стимулирует развитие детей. Конечно, в своем стремлении выиграть, дети могут столкнуться с трудностями и неудачами. Это приведет к разочарованию, вызовет отрицательные эмоции. Поэтому целесообразно периодически проводить с дошкольниками беседы на тему: «Сегодня – побежденный, завтра – победитель». Цель таких бесед – подвести детей к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!» Можно рассказать детям о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прежде чем прославиться, испытали горечь поражений.

            Для успешной организации проведения подвижных игр необходимо соблюдать следующие условия:

 Учет индивидуальных особенностей детей.

Очень активные, подвижные, склонные к сильному возбуждению дети, охотно принимают любую новую игру, с энтузиазмом включаются в неё и стремятся взять на себя активную роль. Для таких детей наиболее трудным оказывается выполнение правил, сдерживающих их спонтанную активность: дожидаться своей очереди, не двигаться до определенного сигнала, уступать главную роль или нужный предмет другим. С этими детьми можно организовать игры, в которых необходимо выполнить достаточно сложные для дошкольника действия («Черепаха – путешественница», «Канатоходец»), либо совершать простые действия, от точности и аккуратности выполнения которых будет зависеть результат игры («Не урони шарик», «Водонос», «Городки», «Боулинг», «Кольцеброс» и т. п.). При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения.

         Робкие, осторожные дети обычно не сразу понимают суть игры и не слишком охотно переключаются на новую для них деятельность. Ни в коем случае не нужно заставлять такого ребенка брать на себя активную роль, пока он не будет готов к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, он постепенно заражается от взрослого и сверстников интересом к игре и через некоторое время начинает сам проявлять инициативу. Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями,  в которых результат зависит от сосредоточенности, ловкости, внимания («Удочка», «Охотники и утки», «Птички в гнездышках»,  «Узнай, чей голосок», «Мышеловка» и т. п.).

       Наиболее пассивные, вялые дети, не могут действовать наравне со сверстниками. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием. Такие дети нуждаются в личном контакте  с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Для нормального психического и личностного развития этих детей их необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем добавлять к ним одного-двух ровесников поактивнее. В дальнейшем  надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп. Наиболее подходящие для таких дошкольников подвижные игры, которые не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости  («Карусель», «Море волнуется раз…», «Найди свое место», «Цветные автомобили», «Самолеты» и т. п.).

  1.       Создание ситуации успеха.

Стремление «быть лучше, чем все» является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень мотивации, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении.

  1.       Соблюдение правил игры.

Чтобы помочь каждому ребенку занять достойное место в коллективе, преодолеть неуверенность, вызвать желание выполнять не только второстепенную роль, но и главную роль в игре, необходимо ввести правила поведения:

  • Каждый ребенок имеет право участвовать в игре;
  • Желающие играть должны сообща договариваться, во что будут играть;
  • Ведущего выбирают дети с общего согласия всех участников игры;
  • Все участники игры обязаны с уважением относиться друг к другу, считаться с мнением товарищей.

            Оценивая вместе с взрослым действия сверстников и их ошибки в игре, ребенок не только усваивает правила, но и начинает осознавать собственные просчеты. Играя по правилам, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

  1.     Распределение ролей.

          Один из ответственных моментов в детских играх – распределение ролей. Для многих подвижных игр требуются капитаны, водящие, то есть командные роли. Их можно выбирать с помощью жеребьевок, считалок. При распределении ролей очень важно:

  • Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет; неактивным – проявить активность; недисциплинированным – стать организованными; новичкам или детям, сторонящимся коллектива сверстников, — сдружиться со всеми.
  • Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.
  • Не использовать в игре отрицательные роли.

  1.    Оборудование и оснащение игровой площадки.

Место для игры должно соответствовать её содержанию, количеству играющих,  быть безопасным для детей.  В подвижной игре результат иногда зависит не только от собственных усилий, но и от внешних факторов: случайных обстоятельств, погодных условий. Поэтому следует тщательно продумывать условия для проведения игр и подбирать спортивный инвентарь.

  1.     Поэтапный переход к подвижным играм, где важен индивидуальный результат.

        Цель первого этапа – мотивационная: получение детьми удовольствия от самого процесса подвижной игры и укрепление желания участвовать в ней. Достижению этой цели будут способствовать такие игры, как «Мышеловка», «Птички в гнездышке», «Городки».

Цель второго этапа – функциональная, она связана с выполнением правил игры, освоением новых движений, ролей, развитием ловкости и скорости движений. Очень важно вначале предлагать детям знакомые или новые, но простые подвижные игры («Мышеловка»), либо организовывать командные соревнования (игры типа «Водонос»), в которых поражение не воспринимается как личная неудача.

         Цель третьего этапа – соревновательная: ребенок должен добиться положительных результатов. После того, как многие дети почувствуют, что если сосредоточиться и постараться, то можно выиграть, целесообразно вводить дополнительные правила, усложняющие игру,  либо подбирать игры, требующие высокой точности движений, большей гибкости, ловкости, сообразительности.

       Подведем итоги. В зависимости от методических и психолого-педагогических аспектов руководства подвижными играми и заинтересованности воспитателя в развитии у дошкольников социально значимых качеств, подвижные игры помогают вырабатывать у детей волевые качества: выдержку, смелость, стремление преодолевать трудности; умение выслушивать замечания и в соответствии с ними корректировать свои действия; умение переживать поражение и добиваться победы.. Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выйдет учебная деятельность, которая также требует сообразительности, уверенности в знаниях, самоконтроля, терпения, умения преодолевать трудности.